|
Цикл занятий "Математическое развитие детей от 3 до 4 лет"
| |
nika06 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 23:54 | Сообщение # 16 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 4.
Цель занятия: развитие мелкой моторики, координации и воображения. Развитие коммуникативной деятельности. Формирование количественных представлений "один-много".
Повторяются упражнения №1 и №2 из Занятия №3.
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие внимания и речи. Показываем ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем его (прижимаем) с остальными пальцами той же руки под такой текст:
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
Ребенок повторяет движения и слова с правой и левой рукой.
Аналогично предыдущей считалке при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые числительные (С первым братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…).
Учите ребенка соединять пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают". Упражнение развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора нужно резко разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем встряхнуть расслабленной кистью (снять напряжение).
|
|
| |
nika06 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 23:55 | Сообщение # 17 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания. Обучение пониманию и выполнению инструкций.
Соединяем кончики пальцев обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили, расслабили. Повторить упражнение 2-3 раза. Это упражнение входит в пальчиковую гимнастику.
Включаем в пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание:
- "поиграли на пианино" (побегали пальчиками по столу);
- "побежали-побежали" (пошевелили пальцами растопыренных ладоней);
- "поймали муху" (резко сжали кулак);
- "отпустили муху" (резко разжали кулак);
- "дерево закачалось" (покачали над собой расслабленными кистями) и т. п.
|
|
| |
nika06 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 23:56 | Сообщение # 18 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Упражнение 3. Игра с тенями "Гуси"
Цель упражнения: развитие координации и моторики, развитие воображения и обучение принятию роли в игре. Используя экран, на который падает тень руки, показываем ребенку маму-гусыню: сжимаем все четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу, пригибая кисть вниз:
- Га-га-га! Где мои гусята?
Помогаем ребенку сложить пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а потом - сразу двумя руками. Гусята гуляют с мамой:
- Гуси-гуси?
Ребенок (дети) отвечает:
- Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну, летите!
"Гусята" бегут за мамой.
|
|
| |
nika06 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 23:58 | Сообщение # 19 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Упражнение 4.
Цель упражнения: выделение и распознавание в предметах характеристики "размер". Выделение одного предмета из группы по заданному признаку. Выделение двух предметов по заданному признаку.
Мама-гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски. Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Какую гусенку? (Маленькую.)
- Петя, возьми все маленькие миски для гусят. - Маша, собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам.
Вариант:
- Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок? Дай каждому гусенку одну мисочку. Считаем вместе с ребенком: - Одна, две… Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке?
Вариант:
- Пришел папа-гусь (соседка-гусыня). Какую ему миску поставим: большую или маленькую? Изображаем нового персонажа, складывая пальцы другой руки. - Сколько теперь надо больших мисок? Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие мелкой мускулатуры руки, стимулирование тактильных рецепторов, уточнение понимания характеристик "большой- маленький", "много- один" в сравнении.
Для занятия необходимы таз с влажным песком и кусок клеенки, дети на полу (на клеенке) делают "куличи" для гусей и гусят. Пользуются большой и маленькой формами.
- Какой кулич получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их.
Для работы дома можно запасти с осени ведерко песка. Его следует просеять и очистить. Если во время работы не оставлять ребенка одного, особой грязи не будет. Польза же от работы с неоформленным материалом (так психологи называют песок, глину, воду и т. д.) несомненная, особенно для детей с задержками развития речи. Заменить работу с песком ничем нельзя. Песок лучше насыпать в формочку руками, и поверхность выглаживать тоже руками.
Если песка нет, можно делать "бублики" из пластилина: большие и маленькие. Пластилин перед занятием следует размять, чтобы ребенок мог его катать в ладонях.
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 21:59 | Сообщение # 20 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 5.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "размер" в предмете и на ее основе распределять множество на части. Развитие мелкой моторики.
Упражнение 1.
Разминка для пальцев в том виде, который ребенку больше нравится. См. предыдущие занятия.
Упражнение 2.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два персонажа (два медведя, две куклы и т. п.): большой и маленький.
- Жили два медведя (зайца, куклы): Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький. - Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи! - Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?
Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
- Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький автомобиль - Мишутке и т. п. - Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.) Упражнение 3.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
Потом они помирились и решили опять играть вместе. Предлагаем расставить мебель и раздать посуду медведям. Ребенок "примеряет" мебель к медведю и объясняет свой выбор указанием размера: большой, маленький…
Упражнение 4.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер". Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
- Каких зверей может позвать в гости Миша - больших или маленьких? Кого он позовет? (Ребенок указывает свои игрушки большого размера.) Кого Мишутка позовет? Почему он позовет маленьких зверей? (У него стулья и миски маленькие.)
Ребенок подбирает соответствующие игрушки, а затем играем с ним в "Гости".
Упражнение 5.
Повторяем считалки из занятий 1-4.
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:03 | Сообщение # 21 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 6.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "цвет" и на ее основе выполнять распределение множества на части. Развитие моторики и координации.
Упражнение 1.
Занятие начинаем с любой считалки. См. занятия 1-3.
Упражнение 2. Пальчиковая гимнастика.
Сегодня в разминку для пальцев включаем следующие задания:
- покажи зайчика (мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем - "мордочка", а два других пальца поднимаются вверх -"ушки", кисть чуть-чуть наклоняется вперед);
- покажи гуся (сжимаем все четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу, пригибая кисть вниз);
- покажи козу рогатую. Сколько у нее рогов? (2.)
Упражнение 3.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "цвет". Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
- Сегодня мы снова играем с Мишей и Мишуткой. У Миши красный фартук (кепка, рубашка), у Мишутки - желтый. Миша любит все красное, Мишутка - все желтое. Раздели им игрушки.
Игрушки должны быть подобраны по цветам и оттенкам красного и желтого.
Затем подводится итог: почему у Миши этот мяч? (Потому что он красный. У Миши все игрушки красные. У Мишутки - желтые.) Упражнение 4.
Цель упражнения: распознавание признака "цвет" в окружающих предметах.
- Что бывает красное? Что - желтое? Покажи, что в комнате красное, что - желтое.
Упражнение 5.
Цель упражнения: познакомить с расположением "внутри" и "снаружи" относительно замкнутого контура.
В двух плошках заранее разведена гуашь. Ребенок обмакивает в гуашь палец или ладонь и делает отпечатки на листе, где заранее нарисованы красная и желтая окружности. Просим ребенка делать отпечатки внутри окружности. Упражнение 6.
Цель упражнения: познакомить с расположением "внутри" и "снаружи" относительно замкнутого контура.
Из набора картинок с различными цветами, фруктами и любыми другими предметами ребенок отбирает красные и желтые (картинки можно вырезать из старых журналов). С помощью клеевого карандаша крепим их на тот же лист снаружи соответствующих окружностей.
Получившийся "плакат" можно повесить на стену детской и обыгрывать его до следующего занятия, предлагая ребенку вопросы:
- Какие ладошки внутри красного круга? Сколько красных ладошек? - Сколько желтых ладошек? Кто (что) снаружи красного круга? Желтого? - Покажи красный треугольник. Покажи желтый круг. Покажи красный дом. Покажи желтый цветок... и т. п.
Упражнение 7.
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:05 | Сообщение # 22 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 7.
Цель занятия: обучение ребенка различать характеристики "много - мало" при работе с разнородными объектами и множествами; обучение сравнению множеств взаимно - однозначным соответствием.
Упражнение 1.
Цель упражнения: закрепление знаний слов - числительных.
Начинаем занятие со считалки. К этому занятию все считалки уже звучат полностью с числительными (четвертый, пятый братец…).
Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи с опорой на свойства предметов.
Понадобятся две коробки: большего и меньшего размера.
- В какую коробку можно сложить много игрушек? (В большую.) - В какую мало? (В маленькую.)
Упражнение 3.
Цель упражнения: распределение совокупности на неравные части без применения счета, с опорой на визуальную характеристику "много - мало".
Открываем маленькую коробку. В ней камешки (хорошо, если это гладкая морская галька, которую приятно взять в руки). Камешки можно заменить крупными пуговицами. Предлагаем ребенку два одинаковых ведерка и просим в одно положить много камешков, а в другое - мало.
Упражнение 4.
Цель упражнения: сравнение предметов по тяжести прикидкой на руке. Уравнивание тяжести разными способами.
- Как ты думаешь, какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Что надо сделать, чтобы ведерки стали одинаковыми по тяжести. (Либо убрать камешки из того ведерка, где много, либо добавить в то, где мало.)
Обсуждаем с ребенком оба варианта и на практике убеждаемся, что оба - подходят. Тяжесть ведерок ребенок прикидывает на двух руках, самостоятельно определяя, где тяжелее.
Упражнение 5.
Цель упражнения: закрепление умения сравнивать предметы по цвету и размеру.
- Посмотрим, что находится в другой коробке.
В ней игрушки двух цветов: синие и зеленые. С этими игрушками повторяем упражнения №№ 3, 4, 5, 6 из занятия 6. Можно использовать любую другую пару кукол, обозначив цвета (синий и зеленый). При отсутствии кукол можно использовать любое одушевление: большая и маленькая кастрюли, большая и маленькая подушки и т. п. (обозначьте на них "лица" цветным мелком или приклейте липучкой).
Вариант: У кого игрушек больше? Покажите ребенку прием сравнения по количеству путем выкладывания парами. В конце "опыта" подводится итог: у меня игрушки кончились, а у тебя еще остались. У кого было больше?
Вариант: Упражнения 2, 3 можно провести с водой. Воду наливать в ведерко кружечкой, чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.
Вариант: Можно предложить ребенку подумать, как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Для этого не нужно уметь считать. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерко (кружку - в одно, кружку - в другое, кружку - в первое, кружку - во второе и т. д.), то он сможет самостоятельно сделать вывод: надо налить в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.
Сегодняшнее занятие заканчивается изготовлением нового "плаката". Его можно повесить рядом с первым и работать с ним аналогичным образом. Особенно это полезно, если ребенок путает цвета. Работа с "плакатами" ведется до тех пор, пока ребенок не начнет свободно ориентироваться в этих цветах. Аналогичные "плакаты" можно изготовить "на другие цвета".
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:08 | Сообщение # 23 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 8.
Цель занятия: обучение ребенка распределять фигуры на группы по различным признакам. Развитие конструктивных умений.
Упражнение 1.
Цель упражнения: уточнить представления детей о пространственном расположении "внутри" и "снаружи". Самостоятельное выполнение классификации по цвету.
Показываем ребенку закрытую коробочку:
- Как ты думаешь, что внутри? По звуку нельзя догадаться точно, нужно заглянуть внутрь. В коробочке крупные бусы (или средние пуговицы) двух цветов. - Какого цвета у нас бусы? (Красные и белые.) - Разложи бусы в две мисочки. Как ты это сделаешь? (Красные и белые. По цвету.)
Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие мелкой моторики и координации. Обучение созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету).
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения по нанизыванию бус и закручиванию гаек (из крупных пластмассовых конструкторов) при условии, что гайки хорошо подходят к резьбе. Если нет специального детского набора крупных деревянных бус и большой пластмассовой "иголки" со шнурком, можно использовать тонкую цветную проволочку и нанизывать на нее пуговицы. Цвета чередуются: желтый, красный, желтый, красный и т. д. Полезно обсуждать с ребенком процесс нанизывания: какую бусинку следующую возьмешь? Почему желтую? (После красной идет желтая.)
Упражнение 3. Лото "Найди пару" (такой же предмет).
Цель упражнения: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических умений.
Этот набор можно сделать, используя любые изображения птиц, зверей, фруктов, цветов, любых предметов. Можно использовать старые игральные карты (здесь ребенок будет ориентироваться не только на картинки, но и на количество значков мастей, не столько пересчитывая их, сколько "схватывая" всю группу значков взглядом сразу, поэтому вначале лучше использовать карты с двойками, тройками и т. д.), любые наклейки, фантики и т. п. Хорошо, если наборы будут тематическими: звери, птицы, фантики, цветы и т. д. Храните их в отдельных конвертах. В игре ведущий вынимает карточку наугад, а игроки должны найти такую же. Выигрывает тот, кто нашел ее первым. Интересно, когда играют двое или трое детей. Если Вы играете с ребенком вдвоем, меняйтесь ролями. Ребенку полезно "водить" самому. В этом случае иногда ошибайтесь, выбирайте похожую, но не такую картинку. Пусть ребенок обнаружит Вашу ошибку и исправит ее. Это полезно для формирования действия самоконтроля.
Вариант: если играет 2-3 детей, в конце можно проверить, у кого картинок больше, выкладывая их парами (тройками). См. упр. 4 занятия 7.
Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие конструктивных умений. Обучение количественному анализу конструкции, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.
Используя заранее заготовленные цветные кружки, просим ребенка украсить салфетку таким же узором (по образцу): Ребенок раскладывает на квадрате цветной бумаги (на "салфетке") кружки, выбирая их из предложенного набора. В наборе должно быть больше кружков, чем нужно для задания, они должны быть разных цветов и размеров. Вариант: если ребенку трудно выбрать нужные кружки, уменьшите их количество, сократите количество предлагаемых цветов (в крайнем случае, до необходимого - в этом случае ребенку останется только разложить их). Возвращайтесь к этому упражнению несколько раз, пока ребенок не начнет свободно отбирать нужные кружки из достаточно большого количества.
Сообщение отредактировал nika06 - Понедельник, 19.03.2012, 22:11 |
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:12 | Сообщение # 24 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Упражнение 5.
Цель упражнения: обучение выполнять количественный анализ конструкции.
Какого цвета у тебя только один кружок? (Красного.) Покажи его. Какие еще есть кружки? (Белые и синие.) Каких больше: белых или красных? Синих или красных? (Красный - один. Синих больше.)
Вариант: Каких больше: синих или белых? (Одинаково.) Проверяем образованием пар. Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления. Развитие умения понимать логическую конструкцию "отрицание".
В игре используются три цвета: белый, синий, зеленый. Прячем в руке фишку (кружок) и говорим: "Не синий, не белый. Угадай!" Ребенок называет: "Зеленый". Значит, он выиграл, и фишка переходит к нему. Если он ошибся, фишка переходит к Вам. Меняйтесь с ребенком ролью ведущего. Пусть он "ловит" Вас на ошибках. В конце можно сравнить, у кого фишек больше (путем образования пар).
Примечание: если ребенок хочет считать фишки, подсказывайте ему правильное звучание слов-числительных, а при счете просите его показывать на сосчитанную фишку. Лучше отодвигать кучку сосчитанных фишек в сторону, в этом случае процесс счета будет соответствовать предметному действию: пять - означает, что в кучке пять фишек. Говорить "пять", показывая пальцем на одну фишку (пятую), неверно, в этом случае надо говорить "пятая".
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:16 | Сообщение # 25 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 9.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "размер". Развитие воссоздающего воображения.
Упражнение 1.
Цель упражнения: формирование адекватного восприятия формы и размера предмета.
Для упражнения понадобятся коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные) и мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру.
Предлагаем ребенку разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрыть все коробки соответствующими крышками. Упражнение 2. "Что здесь?"
Цель упражнения: развитие внимания, воображения и образной памяти.
Берем одну из коробок и, описывая предмет, но не показывая его, просим ребенка угадать, что это, например: круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть. (Мяч.)
Упражнение 3. "Найди половинку"
Цель упражнения: развитие воссоздающего воображения, внимания и восприятия.
Показываем ребенку половинку картинки с хорошо знакомым предметом. Ребенок должен найти его вторую половинку среди предложенных карточек. Вариант: Задание можно предлагать в форме: "Дорисуй вторую половинку".
Упражнение 4. "Сложи круг"
Цель упражнения: развитие восприятия и воссоздающего воображения. Развитие синтеза и анализа.
Из разрезанных деталей ребенок подбирает целый круг. На первых порах детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребенок должен только сложить его). Затем можно предлагать детали 2-3 кругов вперемешку: выбери и сложи. Вариант: Если ребенок испытывает трудности при конструировании, даем ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт).
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:19 | Сообщение # 26 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 10.
Цель занятия: обучение детей сравнивать предметы по форме; развитие восприятия.
Упражнение 1. "Разложи картинки по конвертам"
Цель упражнения: обучение ребенка соотносить форму предметов с заданным контуром.
Даем ребенку два конверта (можно использовать плоские коробки из-под конфет): на одном наклеен круг, на другом - квадрат. Предлагаем ему разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце и т. п. Такое упражнение называют классификация. Проводя классификацию, ребенок объясняет, на основании чего он сделал свой выбор. (Такие классификации мы уже проводили по признаку цвета и по признаку размера. Теперь начинаем выделять признак формы. При этом речь идет о четырехугольной форме, а не конкретно о квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе.) Завершаем упражнение подведением итога: Здесь все круглые, а здесь - четырехугольные (квадратные, с углами…).
Вариант: можно ввести треугольную форму и третий конверт. Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие проективного видения (обучение ребенка пониманию того, что объемный предмет может иметь различные контуры с разных сторон).
Используем коробку с прорезями разной формы. В них ребенок проталкивает соответствующие объемные тела (кубики, шарики, кирпичики). Такие коробки бывают фабричного производства, к ним дается соответствующий набор тел. Если такого набора нет, его можно сделать из любой плотной коробки, прорезав нужные отверстия острым ножом. В этом случае можно подобрать предметы одинаковой формы, но разного размера: кубики, банки из - под кофе (цилиндры), кирпичи из строительных наборов и т. п. Ребенок должен учитывать как форму, так и размер предмета, проталкивая его в отверстие.
Упражнение 3. "Матрешка"
Цель упражнения: обучение выстраивать сериационный ряд по признаку "высота" (выше-ниже) .
Показываем ребенку матрешку, обыгрывая ее появление (Гости пришли. Сколько чашек вынимать?) Ребенок разбирает матрешку, составляет каждую из двух половин. Затем просим поставить их по росту, проверяя рукой: высокая, ниже, еще ниже…
Упражнение 4.
Заканчиваем занятие разминкой для пальцев, используя любые потешки - приговорки (см. занятия 1,2,3).
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:20 | Сообщение # 27 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Занятие 11.
Цель занятия: обучение количественному счету. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач.
Упражнение 1. "Что у ежика в мешочке?"
Цель упражнения: развитие восприятия и тактильной чувствительности. Развитие воображения. Обучение количественному счету. Понадобится небольшой полотняный мешочек и несколько небольших легко узнаваемых предметов, которые без труда помещаются в мешочек. В продаже бывают такие наборы, в них предметы выточены из дерева и приятны на ощупь: кубик, мисочка, пирамидка, груша, яйцо, шарик, горшочек, молоточек и др. Детям очень нравятся эти мелкие предметы. Предлагаем ребенку выбрать предмет в мешочке на ощупь, назвать его, а потом уже вынуть и проверить, правильно ли угадан предмет:
- Одна пирамидка. - Одна груша. - Посмотри, теперь у нас два предмета. Покажи их и назови. - Покажи мне два пальчика, две руки, две ноги. Чего у тебя еще - два? (Два глаза. Два уха…) - Сколько у тебя носов? Голов? (Один. Одна…)
- Достань еще что-нибудь. Что это? (Кубик.) Теперь у нас три предмета. - Вот - один (отодвигаем пирамидку). - Вот - два (отодвигаем к ней грушу). - Вот - три (отодвигаем к ним кубик). - Покажи мне три пальчика. Может быть у человека три руки? Так бывает? Три головы? - У кого было две головы? (У Тяни-Толкая.) У кого было три головы? (У Змея Горыныча.)
|
|
| |
nika06 | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 22:23 | Сообщение # 28 |
 Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 363
Статус: Offline
| Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов.
Накрываем предметы из предыдущего упражнения платком и прячем один в руку. Затем платок снимаем. - Что пропало? Сколько теперь предметов?
Повторяем игру 2-3 раза.
Вариант: если ребенок легко справляется с тремя предметами, сходу называя пропавший предмет, можно прятать по два предмета.
Вариант: если ребенок легко справляется с предыдущим вариантом, можно добавить 1-2 предмета из мешочка, сосчитать их, а затем играть в "Что пропало?". Прятать так же можно 1-2 предмета.
Упражнение 3.
Цель упражнения: выполнение классификации по заданному признаку.
Предлагаем ребенку коробочку со счетными палочками (около 20 штук). Обычно палочки окрашены в два цвета. Покупать лучше обычные деревянные в форме спички, из них потом удобно складывать фигурки, а позднее использовать для счета в пределах ста. Если в коробке больше двадцати палочек, лишние палочки пока следует убрать.
- Разложи палочки так, чтобы здесь были такие (показываем зеленую), а здесь - такие (показываем красную). Расскажи, какие здесь все палочки? (Все красные.) Какие здесь все палочки? (Все зеленые.)
Такое подведение итога называют "обобщение". Полезно заканчивать обобщением все упражнения на разделение на группы (классификации).
Упражнение 4.
Цель упражнения: формирование конструктивных умений, развитие зрительно-моторной координации.
Сложи из палочек такую елку: Ребенок работает по образцу, который вы сложили на его глазах. Но свой вариант он делает самостоятельно.
Вариант: если ребенок легко справляется с таким заданием, можно предлагать ему не образец из палочек, а схематический рисунок.
Упражнение 5.
Цель упражнения: формирование конструктивных умений, развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве.
К зеленой елке летит красная птица. Складываем "птицу". Покажи, в какую сторону летит птица. Сложи рядом такую же птицу. Сколько теперь птиц? Сложи третью птицу так, чтобы она летела в другую сторону. Покажи, в какую сторону летят две птицы. Покажи, в какую сторону летит одна птица. - Сосчитай всех птиц. Сложи рядом еще одну елку. Сколько теперь елок? (Две.) Елки одинаковые?
Если елки у ребенка одинаковые, отмечаем это. Если одинаковые не получились, например, вторая елка сложена из красных палочек или в ней больше "веток", отмечаем эти факты. Такие сравнения очень полезны: они формируют внимание, наблюдательность, точность воспроизведения, самоконтроль.
После занятия просим ребенка сложить палочки в коробку. Не забудьте похвалить его, если он сделал это аккуратно.
|
|
| |
|
|